Выгодно ли строить бетонную дорогу?
Бетонные дороги, которые не очень распространены в России, в западных странах являются главным видом магистральных дорог. И этому есть простое объяснение: по сравнению с асфальтом они обладают рядом экономических, экологических и эксплуатационных преимуществ.
Преимущества дорог из бетонных плит
Экономические преимущества.
Если сравнивать асфальт и дорожные плиты, цена последних будет на 70-80% выше. Однако, помимо стоимости строительных материалов и первоначальных работ, нужно учитывать еще и стоимость эксплуатации, а она для дороги из сборного бетона будет существенно ниже. Первые 8-12 лет после укладки бетонная дорога практически ничего не требует: фигурально выражаясь, с нее нужно только пыль сдувать; асфальтовое покрытие нужно ремонтировать каждые 3-4 года: заливать трещины, засыпать ямы. Через 7-8 лет эксплуатационные затраты на оба вида дорог уравниваются, но поскольку в дальнейшем меньше внимания и затрат требуют дорожные плиты, цена дороги из них в итоге окажется ниже.
Эксплуатационные преимущества.
По сравнению с мягким асфальтом, более жесткий бетон не прогибается под тяжелыми автомобилями и не портится – на таком покрытии нет колейности и волнообразности, что позволяет экономить топливо (по данным экспертов американской Федеральной администрации по автотрассам США, экономия составляет до 20%). На гладких бетонных плитах не задерживается вода после осадков – нет опасности глиссирования колес или изменения коэффициента сцепления. По сравнению с асфальтом, у бетона выше коэффициент трения. Кроме того, от бетона лучше отражается свет, за счет чего обеспечивается лучшая видимость и появляется возможность на 1/5 уменьшить уровень освещения.
Экологические преимущества.
За счет экономии горючего при движении по бетону, уменьшаются вредные выбросы в атмосферу. Этот вид покрытия не содержит нефтепродуктов, а потому не загрязняет землю под дорожным полотном и вокруг него. Старый бетон может быть переработан и использован повторно.
Дорожные плиты: цена оправдывает качество?
Значительную часть дорог в Европе и Северной Америке обустраивают с использованием железобетона, причем поддержание доли цементнобетонных покрытий на уровне 40-60% обеспечивается за счет государственных субсидий, в то время как в России доля бетонных дорог составляет всего 3%. Возможно, это и является одной из причин того, что высказывание о двух бедах России до сих пор справедливо…
Отличаясь высокой прочностью, долговечностью и простотой укладки, дорожные плиты способны служить без ремонта 50 лет и не теряют при этом технологических свойств. Строить дороги из них не просто нужно, но и необходимо – тем более, что в стране есть много поставщиков качественных материалов – например, Краснотурьинский ЖБИК.